«Доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…».
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).
Возникает необходимость изменения образовательной системы школы (структурнофункциональной, содержательной и технологической).
Сегодня среди 544 учащихся МБОУ «СОШ №25 г. Салаира» обучаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Признание ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в школе.
Цель данного направления работы в МБОУ «СОШ№25 г. Салаира» :
создать доступное открытое образовательное пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи:
Организационные:
Включение в доступное открытое образовательное пространство детей с ОВЗ.
Создание доступной среды для детей - инвалидов и детей с ОВЗ, предусматривающей комфортные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся.
Материально-техническое оснащение школы оборудованием, необходимым для адаптации и реабилитации обучающихся.
Адаптация зон оказания услуг, школьных помещений и примыкающих территорий.
Педагогические:
Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья, учащихся с особыми образовательными потребностями в образовательный и воспитательный процесс.
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;
Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения, социального опыта.
Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
Применение современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. с учетом возможностей и потребностей обучающихся.
Создание условий для адаптации детей с ОВЗ в обществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду;
Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
Социальные:
Формирование активной поведенческой установки у детей с ОВЗ с целью утверждения их в обществе.
Изменение отношения учащихся к людям с ОВЗ через вовлечение их в мероприятия, проводимые в школе.
Для реализации, основной образовательной программы и адаптированной основной образовательной программы обучающихся с ОВЗ в МБОУ «СОШ №25 г. Салаира» имеется необходимая материально-техническая база , которая соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям.
Территория школы оборудована наружным освещением, пешеходными дорожками и подъездными путями, ограждением, наружным видеонаблюдением, системой охранной сигнализации, системой противопожарной сигнализации.
Для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения предусмотрено:
входы в здание и помещения групп не имеют порогов и перепадов высот;
для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус;
входная дверь имеет 2 распашные створки, легко открывается;
лестница с 1 по 3 этаж оборудована перилами;
имеется контрастная маркировка на стеклянных дверях, указатели и визуальные средства ориентирования, светящиеся надписи.
Здание школы оборудованы помещениями для воспитания и обучения детей, психологической коррекции. Все кабинеты оснащены современными учебными рабочими местами для учителя, все компьютеры подключены к локальной сети и сети Интернет.
Созданы условия для проведения мероприятий по оздоровлению и профилактике заболеваний обучающихся: медицинские кабинеты, спортивный зал, школьный стадион.
Для обслуживания обучающихся имеется медицинский кабинет. Медицинское обслуживание школьников осуществляет мед. работник (медицинская сестра) по следующим направлениям:
врачебно-профилактическую помощь обучающимся
повседневный контроль за санитарным состоянием школы и гигиеническими условиями (режимом, питанием, занятиями по физкультуре, организацией труда, отдыха и др.);
постоянную пропаганду санитарных. знаний детям, педагогам, обслуживающему персоналу.
В школе имеются современные и удобные площадки для занятий спортом: беговая дорожка с современным резиновым покрытием для круглогодичного использования, универсальная спортивная площадка для занятий волейболом, мини футболом, баскетболом и современная площадка для воркаута (Workout).
Для обучения школьников правилам дорожного движения на территории школы создана площадка ПДД, оснащенная автоматическими светофорами, шлагбаумами и знаками дорожного движения.
Оснащенность оборудованием и техническими средствами школы для создания безбарьерной среды для детей-инвалидов и/или детей с ОВЗ.
Технические средства обучения (включая компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
В холе школы установлена интерактивная панель, на которой учащиеся, в том числе и дети-инвалиды и дети с ОВЗ, могут узнать расписание, информацию о школе и учебном процессе.
В здании предусмотрены кабинеты педагога-психолога и кабинет для занятий с детьми ОВЗ «Доступная среда», которые используются в соответствии с расписанием занятий.
На первом этаже школы оборудован специализированный кабинет «Доступная среда», который имеет необходимое обеспечение для обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В нем имеются сенсорная зона и комплекты коррекционного оборудования для слабовидящих, для учащихся с нарушением слуха и речи и учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (включая ДЦП).
Учебная зона оборудована рабочими местами для учителя и учащихся, а также комплектами оборудования для реабилитации учащихся с нарушением речи, ОДА (включая ДЦП), ОВЗ.
Реабилитационная зона предназначена для релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека.
Цель работы этой зоны - сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Направления работы:
профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
создание положительного эмоционального состояния;
формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;
развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.
На занятиях используется оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели, а также сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.
Воздушнопузырьковые трубки сочетают в себе как визуальный эффект, так и множество полезных функций - это и зрительная стимуляция, и релаксация, и стимуляция тактильных ощущений. Также, благодаря своему эффектному виду, они служат прекрасным источником положительных эмоций, особенно для детей.
Вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателями
Мелкие мячики развивают моторику рук, а игры в таком бассейне оказывают массажный эффект, что положительно сказывается на самочувствии.
Лабиринты.
Главная функция оборудования данной категории - развитие двигательных навыков, стимуляция вестибулярного аппарата, тренировка навыков удержания равновесия, координации в пространстве, а также укрепление мелкой моторики.
Основная функция балансировочных лабиринтов - стимуляция деятельности вестибулярного аппарата. Двигая шарик по лабиринту, ребенок тренирует зрение и ловкость.
Доски-лабиринты развивает координацию движений и чувство равновесия.
Настенные лабиринты тренируют ловкость, развивают мелкую моторику и укрепляют зрение.
Сухой дождь направлен на тренировку и развитие тактильных ощущений, моторики, восстановление зрения, снятия стресса и напряжения.
Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, позволяют хорошо концентрировать внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения.
Зеркальный шар предназначен для создания визуальных эффектов в сенсорной зоне, обладает расслабляющим, успокаивающим эффектом, используется на занятиях
Специализированный кабинет детского психолога предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Учителя школы, работающие с детьми ОВЗ и инвалидами прошли курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию основных образовательных программах начального и основного общего образования имеются разделы «Программа коррекционной работы», выполнение которых контролирует заместитель директора по УВР несены изменения в программы ООП ООН, ООП ООО
Составлены индивидуальные учебные планы для детей, занимающихся по индивидуальным программам.
С учащимися, обучающимся по адаптивным образовательным программа работают логопед и дефектолог.
Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка, в том числе и на детей-инвалидов и детей с ОВЗ . Включение во внеурочную деятельность учащихся с ОВЗ предусматривает их участие как в индивидуальных курсах, а так и в проводимых для учащихся в классах.
Развитие ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Система воспитательных мероприятий в школе предусматривает включение в проведение мероприятия в том числе и детей с ОВЗ.